14:38
По страницам истории

 Продолжаем листать страницы истории возникновения и развития системы дополнительного образования в КБР.

С конца 80-х гг. XX в. по настоящее время происходит развитие системы дополнительного образования детей как части системы общего образования.

Система дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике находится на первом этапе своего развития, включающий реформирование системы внешкольной и внеклассной работы с детьми, ее трансформацию в систему дополнительного образования, ее гуманизацию, дифференциацию, индивидуализацию, регионализацию, возрастание роли родного языка, национальных культурных традиций, общечеловеческих ценностей в дополнительном образовании детей.
На этом этапе дополнительное образование детей Кабардино-Балкарской Республики вступило в режим активного развития; система дополнительного образования приняла на себя компенсаторные функции в условиях кризиса общего и профессионального образования. Оно чутко и адекватно реагирует на многообразие образовательно-культурных запросов и потребностей личности, семьи, территориального сообщества.
На развитие системы дополнительного образования КБР влияют различные условия: демографические, национальные, социально-экономические, природные.
Внешкольные учреждения республики преобразованные в учреждения дополнительного образования, призваны обеспечивать индивидуально-творческое развитие школьников.

Дополнительное образование детей в КБР развивается по следующим основным направлениям: художественно-эстетическое, эколого-биологическое, военно-патриотическое воспитание, техническое творчество, туризм и краеведение, физкультурно-оздоровительная работа и спорт.

Дополнительное образование детей по отношению к системе общего образования выступает подсистемой, и в то же время оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, т.к. обладает качествами системы: целостностью, единством и иерархичностью составляющих ее элементов, которые взаимосвязаны друг с другом. Это — целостная, разноуровневая, многоступенчатая система, которой присуще открытость, динамичность и вариативность. Такая система реализуется в учреждениях дополнительного, общего образования, опираясь на различные программы, методические, нормативные материалы и управляется федеральными, региональными, муниципальными органами управления образованием, а также отделами дополнительного образования, администрацией соответствующих учреждений.

Понятие «дополнительное образование детей» вошло в педагогический лексикон сравнительно недавно. Точкой отсчета в его использовании можно считать утверждение Закона РФ «Об образовании» (1992 г.). Однако, дополнительное образование является прямым продолжением внеклассной и внешкольной работы, которая всегда определялась как составная часть советской системы образования. Под внеклассной работой понимали всю совокупность воспитательных мероприятий, организуемых школой для удовлетворения детских интересов, организации их досуга и развлечений за рамками учебного плана. Внешкольная работа - эта работа внешкольных учреждений, которые вместе со школой и в дополнение к ее работе удовлетворяли многообразные интересы детей и разумно организовывали их досуг.

Преобразование внешкольного образования в дополнительное началось в конце 80-х гг., когда стало очевидно, что только основное образование не в состоянии удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные потребности детей, и необходимо создать условия для полноценного развития их творческой и познавательной активности, ценностных ориентаций и полноценной адаптации к жизни в гражданском, демократическом обществе. Таким образом, начался переход от внешкольной и внеклассной работы к дополнительному образованию детей. К настоящему времени дополнительное образование детей сложилось в общих чертах и обрело основные элементы системы. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, сферу образовательно-культурного досуга, сближая их друг с другом и обогащая каждую из них.

Просмотров: 230 | Добавил: Admin-MO | Рейтинг: 0.0/0