14:38
По страницам истории

  Дополнительное образование в целом призвано решать важнейшие задачи индивидуализации и социализации личности растущего человека. С одной стороны, дополнительное развитие - это «зона ближайшего развития» личности ребенка, с другой — это путь его развития в культуре, который он выбирает в соответствии со своими интересами.

В преддверии дня пионерии и дня рождения Дворца творчества детей и молодежи (19 мая) давайте перелистаем  страницы нашей истории. Начнем с истории возникновения дополнительного образования в нашей республике.

В истории образования и воспитания Кабардино-Балкарской Республики условно можно выделить два периода в развитии системы дополнительного образования детей.

Первый период - с 20-х до конца 80-х гг. XX в. - возникновение, становление внешкольной и внеклассной работы с детьми как части советской системы образования.

Второй период конец 80-х гг. XX в. по настоящее время — развитие системы дополнительного образования детей как части системы общего образования.

В 20-е гг. внешкольная и внеклассная работа была сосредоточена в единой трудовой школе, в детских секциях, культурно-просветительских учреждениях для взрослых, на детских площадках. Содержание внеклассной деятельности обогащалось воспитательной работой пионерской и комсомольской организаций.

С 1932 г. в Кабардино-Балкарии стали возникать первые внешкольные учреждения для детей. Официально необходимость их развития определялась следующими причинами:
1) школы работали в 2-3 смены, что мешало развертыванию внеурочной работы в самой школе;
2) недостаточный охват детской массы пионерским движением;
3) небольшим количеством различных клубов, станций, секций для проведения полезного досуга детей.

В конце 30-х гг. в Кабардино-Балкарской АССР сложилась государственная и общественная система внеклассной и внешкольной работы с детьми. Ее задачи формулировались следующим образом: а) борьба за получение детьми знаний, за вовлечение всех детей в школу, ликвидация неграмотности;
б) организация досуга детей через проведение массовой культурно-просветительной работы;
в) оздоровление ребят и окружающего быта;
г) развитие способностей и интересов детей;
д) включение детей в социалистическое строительство, участие их в мероприятиях партии и государства.
Именно на этом этапе на первый план выходит задача разностороннего развития личности ребенка с использованием средств внешкольной и внеклассной работы. В этот период создавались интересные педагогические начинания, определялись оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внеурочной и внешкольной работы, активно и серьезно велись научные исследования и наблюдения становления детской самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей.

1941-1945 гг. - перестройка внешкольной и внеклассной работы с детьми в соответствии с задачами военного времени.
Основными задачами внешкольной и внеклассной работы с детьми выступают: а) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители были призваны в армию или заняты на производстве;
б) усиление идейно-политического, интернационального, патриотического воспитания и укрепление их дисциплины; в) улучшение военно-физической подготовки и закалки школьников;
г) оказание активной помощи фронту, промышленному производству, совхозам и колхозам, семьям фронтовиков;
д) восстановление разрушенных в период временной оккупации на территории Кабардино-Балкарии учебно-воспитательных заведений, культурно-просветительных учреждений.

1945-1959 гг. - становление государственной системы внешкольной и внеклассной работы с детьми в условиях послевоенного восстановления промышленности, сельского хозяйства, системы советского образования, характеризующейся не только государственной, но и всенародной поддержкой внешкольного образования.
В этот период проявляется тенденция к парадности и формализму в проведение различных форм воспитательной работы; происходит политизация работы внешкольных учреждений и внеклассной работы в школе. Отрыв школьного образования от жизни отрицательно сказывается на работе внешкольных учреждений, многие из них не учитывают в своей работе национально-религиозные условия, дублируют школьные программы или существуют обособленно от школы.

60-е — середина 80-х гг. XX в. - оформление и «окостенение» внешкольной и внеклассной работы с детьми.
Для этого этапа характерна жесткая централизация в кадровой политике во внешкольной и внеклассной работе с детьми. Мощный потенциал, образованный отечественными педагогами предшествующих годов, постепенно растворялся в море формальных мероприятий. Появившиеся в начале 60-х гг. различные самодеятельные коллективы, агитбригады, школьные театры стали все больше и больше политизироваться и сливаться с работой пионерской и комсомольской организаций.

Кружки и секции стали превращаться в дополнительные занятия с отстающими. Все мероприятия контролировались администрацией школы, комитетами комсомола и советами пионерской организации. Воспитательная работа была жестко спланирована по основным направлениям коммунистического воспитания и опиралась на «спущенное» сверху содержание. Разнообразием форм работы она также не отличалась. Выбор кружков, факультативов, секций ограничивался кадровой базой учреждения. Чрезмерная регламентация, шаблонность воспитания, расчлененное на отдельные направления, и многое другое мешало полноценной внеклассной и внешкольной работе.

Просмотров: 200 | Добавил: Admin-MO | Рейтинг: 0.0/0