Республиканская телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умники и умницы Кабардино-Балкарии» проводится с целью выявления у школьников общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности. Задачами Олимпиады являются: создание необходимых условий для поддержки талантливой молодежи; пропаганда научных знаний; выявление одаренных детей Кабардино-Балкарской республики. Олимпиада является частью системы поддержки талантливых детей и дает возможность школьникам достойно представить свою республику на российском уровне и приобрести уникальный опыт участия в телевизионных интеллектуальных играх. Олимпиада учит принимать нестандартные решения, доказывать свою точку зрения, быстро ориентироваться и творчески относиться к своим знаниям.
Олимпиада является республиканским этапом Всероссийской телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умницы и умники» ФГОБУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации».
Организатором Олимпиады является Министерство просвещения, науки и по делам молодёжи КБР, координатором - Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР.
Правила телевизионной гуманитарной олимпиады:
Вопросы задаются по тематике мировой истории, культуры и краеведению, каждая программа обычно посвящена определённой теме (определяется методической комиссией).
В каждой передаче в основной игре участвуют по 3 игрока (10 классов), называемых агонистами.
Участникам предоставляется на выбор три дорожки (порядок выбора определяется судьями по итогам «Пролога»: «конкурса красноречия», на подготовку к выступлению в котором даётся 5 минут перед эфиром):
2 этап |
3 этап |
4 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
1 этап |
2 этап |
|
1 этап |
зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;
жёлтая — из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;
красная — из двух, но ошибаться нельзя.
Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. (Точнее: ответивший правильно на 2 вопроса, если противник не может это сделать быстрее). Игрок, превысивший предел допустимых ошибок, становится снова теоретиком.
Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных.
На красной дорожке, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть.
В игре также участвуют агонисты, играющие в текущем агоне, а также ранее вышедшие в следующий тур. Учащиеся - зрители называются «теоретиками». За правильный ответ на вопрос, на который не может ответить агонист, теоретику вручается орден.
В конце каждой передачи объявляется «Эпилог» — по 3 вопроса, в эпилоге вопросы легче, поэтому дают медаль, а не орден, если второй правильный — медаль меняется на орден.
По окончании серии считается количество орденов у теоретиков. Во второй (далее — третий) тур выходят теоретики, имеющие наибольшее количество орденов:
- по одному за каждый агон без победителя. В некоторых случаях ведущий может пропустить явных лидеров в следующий тур.
- не менее шести следующих (без участия в агоне)
Победитель и призеры определяются по итогам финала.
Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» — жюри из трёх судей.