Республиканская телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умники и умницы Кабардино-Балкарии» проводится с целью выявления у школьников общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности. Задачами Олимпиады являются: создание необходимых условий для поддержки талантливой молодежи; пропаганда научных знаний; выявление одаренных детей Кабардино-Балкарской республики. Олимпиада является частью системы поддержки талантливых детей  и дает возможность школьникам достойно представить свою республику на российском уровне и приобрести уникальный опыт участия в телевизионных интеллектуальных играх. Олимпиада учит принимать нестандартные решения, доказывать свою точку зрения, быстро ориентироваться и творчески относиться к своим знаниям.

Олимпиада является республиканским этапом Всероссийской  телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умницы и умники» ФГОБУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации».

Организатором Олимпиады является Министерство просвещения, науки и по делам молодёжи КБР, координатором - Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования  «Дворец творчества детей и молодёжи» Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР.

Правила телевизионной гуманитарной олимпиады:

Вопросы задаются по тематике мировой истории, культуры и краеведению, каждая программа обычно посвящена определённой теме (определяется методической комиссией).

В каждой передаче в основной игре участвуют по 3 игрока (10 классов), называемых агонистами

Участникам предоставляется на выбор три дорожки (порядок выбора определяется судьями по итогам «Пролога»: «конкурса красноречия», на подготовку к выступлению в котором даётся 5 минут перед эфиром):

2 этап

3 этап

4 этап

1 этап

2 этап

3 этап

 

1 этап

2 этап

   

1 этап

  зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;

   жёлтая — из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;

   красная — из двух, но ошибаться нельзя.

Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. (Точнее: ответивший правильно на 2 вопроса, если противник не может это сделать быстрее). Игрок, превысивший предел допустимых ошибок, становится снова теоретиком.

Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных.

На красной дорожке, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть.

В игре также участвуют агонисты, играющие в текущем агоне, а также ранее вышедшие в следующий тур. Учащиеся - зрители называются «теоретиками». За правильный ответ на вопрос, на который не может ответить агонист, теоретику вручается орден.

В конце каждой передачи объявляется «Эпилог» — по 3 вопроса, в эпилоге вопросы  легче,  поэтому дают медаль, а не орден, если второй правильный — медаль меняется на орден.

По окончании серии считается количество орденов у теоретиков. Во второй (далее — третий) тур выходят теоретики,  имеющие наибольшее количество орденов:

- по одному за каждый агон без победителя. В некоторых случаях ведущий может пропустить явных лидеров в следующий тур.

- не менее шести следующих (без участия в агоне)

Победитель и призеры определяются по итогам финала.

Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» — жюри из трёх судей.